Поиск
тел: +375 17 399 58 99
тел: +375 44 772 32 34



 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


"Господа хорошие! Пролив Ла-Манш..." (Записки путешественника)

С помощью “Туртранс-Вояжа” за три года (1996-98 гг.) мне удалось “охватить” практически всю материковую Европу. Годы, наполненные содержанием настолько, насколько это возможно для мужчины не первой молодости, но ранее, когда мы были молодые, - увы, Рим, Женевское озеро, Венеция, Барселона, Ницца, Париж ...- все это можно было видеть лишь на фотографиях журнала “Вокруг света” или во сне.

И вот, к восполнению оставшихся пробелов, в 1999 году “мой Туртранс" организует блестящий, по моему мнению, маршрут № 5АБ “Лондон – Париж - Амстердам”. И знаете, господа хорошие, что мне более всего врезалось в память от этой поездки? Ну, понятное дело, сам гордый Лондон с средневековым предместьем Винздором и зеленым Гринвичем, а еще? В Париж и Амстердам я попадал уже вторично и слова “поразить”, “врезаться в память” не совсем здесь подходят. Так вот: поразил меня еще пролив Ла-Манш! Паром, на котором мы перебирались из Франции в Англию, из Па-де-Кале в Дувр!

Ранее, в моем представлении, паром выступал, как некая плоскость на воде, которой управляет, потягивая за трос “седой паромщик”. На деле оказалось, что это громадный домина-супермаркет, эскалаторов только не хватает. Вы можете там приобрести сувениры, отдохнуть за коктейлем или чашечкой кофе, в Сhange обменять бумажную валюту на английские фунты стерлингов, а в спецавтомате - обменять металлические марки франки и пр. на пенсы дети могут поиграть на игровых автоматах, но, спустя 30-40 минут после отплытия от берегов Франции, поднимитесь-ка Вы на верхнюю палубу и пройдите на корму: в моем случае это были сумерки и незабываемое зрелище огоньков покидаемой Франции, а с другой стороны - светлячков встречающего Альбиона, бирюзовая необозримость Ла-Манша и его сердитый рокот надолго останутся в вашей памяти.

“А самолетом или поездом по туннелю переброс “материк-остров” осуществляется быстро, но скучно...” - вслух произнес я и услышал: “Не скажите! Туннель имеет свою очень любопытную историю и построение”. Оказалось, что российский эмигрант, волей случая оказавшийся рядом со мной на корме, имел отношение к строительству этого туннеля и хорошо знал предисторию его возведения, о чем он мне и поведал, а я записал и передаю ее вам:

“Проект уникального сооружения, над которым мы проплываем, зародился в головах изобретателей практически 2 века назад: в 1802 г. француз Альбер Матье положил перед Наполеоном план туннеля (двух туннелей - верхний рабочий для прохождения по нему дирижаблей, нижний резервный для стока вод из верхнего, если основной туннель окажется все же не полностью герметичен). Предусматривалась вентиляция пространства туннелей с помощью каминных труб, выведенных наружу. Наполеону план понравился, но проигрыш в военной кампании на три десятка лет снял проект с повестки дня. А вот когда возникло железнодорожное движение (середина "XIX" века) необходимость существования непрерывной транспортной артерии оказалась понятой как французам, так и англичанам (правда инициатором и борцом за осуществление проекта явился все же француз - инженер Томе де Гомор). И строительство началось! - с двух сторон двинулись навстречу бригады землекопов, и почти по два километра прорыли, но, оказывается не только у нас, в России стройки замораживаются за недостатком финансирования и из-за конфликтных ситуаций между подрядчиками (в данном случае - политических конфликтов)... Между прочим эти два апендикса (с английской и с французской сторон) остались до сих пор - как памятник строительному головотяпству, наверное.

После Второй мировой войны заинтересованные страны вновь вернулись к разрешению транспортной проблемы, увязывали финансовые и технические вопросы. Почти 40 лет увязывали, выпустили акции (пользующиеся, между прочим, спросом, несмотря на еще не решенный вопрос быть проекту или не быть). Наконец в 1981 году Миттеран и Тэтчер сказали “Быть!”. Из четырех вариантов туннеля долго отбирали оптимальный и остановились на трехтуннельном (пассажирский, грузовой и между ними резервный, аварийный, для техперсонала). Частая взаимосвязь туннелей, автономные системы вентиляции, обилие стрелок, переводящих пути между туннелями и пр. сделали сооружение максимально безопасным - достаточно сказать, что со времени, когда английская королева Елизавета и французский президент Миттеран перерезали ленточку перед въездом в туннель (май 1994 г.) по сию пору не было ни одной жертвы, хотя пожаров поездов хватало, особенно в 1998 году, когда один из подвергшихся огню поездов заблокировал целую линию. Нас, - заканчивал рассказ инженер в эмиграции, - даже больше волновал вопрос не безопасности пассажиров, а фальшивого дергания охраны за счет излишней чувствительности приборов регистраторов опасности”.

Справка: Длина туннеля под Ла-Маншем 150 км, глубина - 40 и под уровнем моря, обслуживают туннель две больших и 175 маленьких электростанций, расположение аварийных шахт и мест соединения основных туннелей с вспомогательным через каждые 375 м.

Но мы плывем над этим техническим чудом и наслаждаемся комфортом парома, предвкушением встречи с Англией и морским воздухом Ла-Манша (французским или английским?)

Андрей ОРЛОВ