Поиск
тел: +375 17 399 58 99
тел: +375 44 772 32 34

По следам Микеланджело

Если вы хотите пройти по следам Микеланджело, все дороги ведут в Рим. В Рим и Флоренцию - хоть великий скульптор большую часть времени провел в Риме, он считал себя истинным флорентийцем.

 

Флоренция

Ноги Микеланджело помнили каменные плиты Флоренции. Ноздри щекотал упоительный запах лампредотто, местного бутерброда из требухи, вываренной в овощном бульоне. Здесь рука его ласкала мрамор, словно повторяя округлости тосканских холмов. Поэтому и мы качнем колыбель эпохи Возрождения, чтобы показать вам культовые места, связанные с именем Микеланджело.

- - - - - 

ДавидНачнем со статуи Давида - он, вернее, его искусная копия, встречает вас на площади Синьории и поражает, как удар пращи. Давид огромен, в три раза выше человеческого роста - Микеланджело вытесал его из цельного куска мрамора, наделив грозным взглядом и героической наготой. Флорентийцы ахнули, когда скульптор разобрал забор, за которым два года работал над статуей иудейского царя: Давид был совершенен. Его установили перед входом в Палаццо Веккьо и нарекли символом республики. Сегодня на этом месте стоит копия, а оригинал хранится в Галерее Академии.

 

Мадонна Дони. В галерее Уффици Микеланджело посвящен зал номер 35 - здесь вы можете увидеть Мадонну Дони - единственную флорентийскую картину мастера. Сложные позы Святого семейства скорее напоминают объемную скульптуру, чем лирическую живопись - впрочем, Микеланджело считал себя именно скульптором. На заднем плане он изобразил обнаженных юношей, то ли отсылающих к дохристианской античности, то ли просто прекрасных. Считается, что эта картина послужила толчком к маньеризму - художественному стилю из сложных поз и неестественных цветов.

 

Капелла МедичиЭта капелла - самая лирическая усыпальница эпохи Возрождения. Микеланджело сам работал над часовней, саркофагом и скульптурами - особенно поражают аллегории Дня и Ночи. Искусствовед Муратов писал, что «печаль здесь ходит волнами от стены к стене». Поток времени уносит посетителя - в скорбной позе замерла Ночь, вполоборота смотрит День, поражая контрастом напряженной эмоциональной позы и незавершенного лица. Погружается в вечный сон Вечер, Утро пробуждается от тяжелого сна. На все это отрешенно взирает Мадонна, прижав к груди мраморного младенца. В капелле тяжело долго находится - скорбно ползут уголки губ, во рту горький привкус, радость жизни тает на глазах.

 

Базилика Санта КрочеЗдесь, на площади Санта Кроче, юный Микеланджело играл в футбол - легендарный флорентийский кальчо, у которого почти нет правил. Здесь, в базилике, он и похоронен. Племянник мастера практически выкрал останки из Рима и привез в любимую Флоренцию. Место упокоения Микеланджело увенчано массивными памятником по проекту Вазари.

 

Рим

В Риме гений Микеланджело раскрылся полностью - он пробовал себя в архитектуре, живописи, скульптуре. Все, чего он касался могучей рукой, превращалось в шедевр.

- - - - -

 

 

ПьетаМикеланджело было 24, когда он создал Пьету - мраморную скорбную мадонну, на чьих коленях лежит Христос, снятый с креста. Глубокая печаль, огромная нежность, горе и принятие - скульптура сбивает с ног эмоциональной силой. Юный мастер гениально справился со сложной композицией, и так расположил безжизненное тело Христа на хрупких коленях Мадонны, что вместо тяжеловесности поза отражает трагический надлом. Любовь, нежность, невыносимая тяжесть - Пьета Микеланджело считается шедевром мирового искусства. Скульптор гордился Пьетой и даже подписал свою работу в первый и единственный раз.

 

Сикстинская капеллаПять лет потратил Микеланджело на роспись потолка Сикстинской капеллы - он ненавидел этот потолок, мучительно запрокидывая голову, чтобы взмахнуть кистью. Пять лет он провел на лесах, в скованной позе, задыхаясь от духоты - и, хоть он считал себя больше скульптором, чем художником, получился аллегорический шедевр. Если вы присмотритесь к центральной фреске «Сотворение Адама», то заметите, что изображение Бога на красном фоне похоже на человеческий мозг. Микеланджело достаточно времени провел в монастырском морге, чтобы безошибочно очертить содержимое черепной коробки и вдохнуть в Адама человеческий интеллект.

 

 

МоисейНадгробие Юлия II, над которым работал Микеланджело, вы увидите в церкви Сан-Пьетро-ин-Винколи - из всех фигур особенно выделяется мощный Моисей. Микеланджело по-своему трактовал библейскую историю. Там, где в Ветхом Завете Моисей, получив от Бога скрижали, гневно разбивает их оземь при виде своего народа, поклоняющегося золотому тельцу, Моисей Микеланджело обуздывает гнев. Он раздувает ноздри, грозно сводит брови, сжимает руки, напрягает мускулы, но удерживается от того, чтобы разбить скрижали. Так духовная сила побеждает темный гнев.

 

Рим и Флоренция, Флоренция и Рим - вся жизнь Микеланджело прошла в метаниях из одного города к другому. Эти метания не закончились и после смерти - он умер в Риме, в простом крестьянском доме, где чувствовал себя, по его словам, «как мякоть в своей коре». После смерти близкие думали одеть его в рабочую одежду скульптора и положить рядом кисть и резец, но потом решили одеть как для путешествия. В дорожный кафтан и сапоги. И после смерти путешествие Микеланджело продолжилось - в Рим приехал племянник и выкрал тело из церкви Святых Апостолов. «Во Флоренции ждут тебя, дядя», - шепнул он. И посмертное путешествие мастера продолжилось.